На главную

ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ

Архив мероприятий  >>  II-АЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ  >>

Замечания и предложения в проект резолюции можно направить до 1 ноября 2011 г. по электронному адресу idmakarova@yandex.ru

ПРОЕКТ

II Всероссийской научно-практической конференции

«Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы Российской Федерации» (включая мероприятия VI конференции

«Особая экономическая зона «Дубна»)

 

            06 – 07 октября 2011 года в г. Дубне Московской области на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна» прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы Российской Федерации». В рамках Конференции проведены также мероприятия VI конференции «Особая экономическая зона «Дубна». Соорганизаторы Конференции: Министерство экономического развития Российской Федерации, Правительство Московской области, Институт экономики РАН, Центральный экономико-математический институт, Союз журналистов России, Союз наукоградов России, администрация г. Дубны, Объединенный институт ядерных исследований, Университет «Дубна», Торгово-промышленная палата г.Дубны.

            В работе конференции приняли участие 340 представителей органов государственной власти и местного самоуправления, инновационного бизнеса, исследовательских и инженерных центров, университетов, институтов развития, ученые и специалисты, работающие по тематике инновационной деятельности из десяти регионов России.

Особое внимание в ходе Конференции было уделено региональным особенностям и факторам формирования национальной инновационной системы в России. Отдельные мероприятия были посвящены формированию и механизмам функционирования муниципальных и межмуниципальных территорий инновационного развития, особенностям освещения инновационных процессов в средствах массовой информации. В рамках программы Конференции состоялись научно-технические мини-конференции по композиционным материалам, проектированию сложных технических систем, высокопроизводительным средствам передачи, хранения и обработки информации, проведено открытое заседание научно-технического совета ОЭЗ «Дубна» по ядерно-физическим и нанотехнологиям.

Всего в ходе мероприятий Конференции заслушано 108  докладов и выступлений.

Участники конференции ОТМЕЧАЮТ:

1.                  В течение 2011 года произошел ряд событий, способствующих развитию национальной инновационной системы РФ, в том числе:

- опубликован, прошел согласования и одобрен в Правительстве РФ проект Стратегии «Инновационная Россия – 2020»;

- Министерство экономического развития РФ определено в качестве головного в вопросах развития национальной инновационной системы;

- создана и приступила к работе Ассоциация инновационных регионов России;

- Государственными институтами развития РФ (ОАО «РОСНАНО», Фонд Бортника, РВК, Фонд Сколково и др.) подписано соглашение о взаимодействии по поддержке инновационных проектов;

- ОАО «РОСНАНО» и Фондом инфраструктурных и образовательных программ  во взаимодействии с исследовательскими и инженерными центрами, коммерческими компаниями создается сеть нанотехнологических центров;

- Фондом Сколково и Фондом посевного инвестирования РВК созданы дополнительные возможности поддержки инновационных проектов;

- продолжилось развитие инфраструктуры и концентрация инновационных компаний в технико-внедренческих особых экономических зонах и технопарках;

- активизировалось участие ВУЗов в создании новых научно-технических компаний в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ;

- Федеральным законом № 254-ФЗ от 21 июля 2011 г . внесены дополнения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ, содержащие важные определения, касающиеся инноваций, инновационной деятельности и ее государственной поддержки.

Вместе с тем, продолжают оставаться нерешенными и требуют особого внимания ряд проблем становления национальной инновационной системы РФ, в том числе:

1.      Переход к инновационной модели развития экономики России сдерживается как низким уровнем спроса на инновационную продукцию на внутреннем рынке, так и слабым уровнем развития инфраструктуры для расширения экспорта инновационной продукции.

2.      Существующее разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями не учитывает в полной мере роли региональных властей и муниципалитетов в создании и функционировании инновационной системы.  Продолжают оставаться неудовлетворительными методики и качество государственного статистического учета результатов инновационной деятельности.

4.  Не сформирована целостная государственная политика по кадровому обеспечению инновационных компаний, в т.ч. в части целевой подготовки специалистов в университетах в интересах компаний, обеспечения жильем приглашенных из других регионов ученых и специалистов, миграционной политики – прежде всего, в отношении квалифицированных соотечественников и т.д.

Участники конференции РЕКОМЕНДУЮТ:

 

1.                  ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

1.1              Дать необходимые поручения о разработке плана действий по стимулированию внутреннего спроса и расширению экспорта отечественной инновационной продукции, включая в том числе:

- широкое привлечение исследовательских и инженерных центров, инновационных компаний к созданию новых технологий в интересах прежде всего нефтегазового, энергетического и военно-промышленного комплексов, атомной промышленности, авиакосмической отрасли, судостроения, дорожно-мостового хозяйства;

- установление среднесрочных планов для субъектов естественных монополий по снижению затрат за счет внедрения новых отечественных технологий;

- формирование в государственных институтах развития (ОАО «РОСНАНО», Фонд «Сколково» и т.д.), в информационных центрах кластеров и в головных организациях технологических платформ обновляемых и доступных для инновационных предприятий баз данных об устройстве соответствующих сегментов зарубежных рынков.

1.2. Дать необходимые поручения о внесении изменений в законодательство, регламентирующее полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по расширению полномочий субъектов РФ, городов-наукоградов, а также муниципальных образований, в которых расположены технико-внедренческие особые экономические зоны и технопарки в части принятия и реализации программ развития инновационной деятельности, создания и содержания объектов инновационной инфраструктуры, других полномочий, предусмотренных федеральным законом №  254-ФЗ от 21 июня 2011 года.

1.3. Рассмотреть возможность субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам для молодых и квалифицированных специалистов, привлекаемых для работы в компаниях-резидентах технико-внедренческих особых экономических зон, технопарках и в организациях научно-производственных комплексов наукоградов.

1.4. Дать необходимые поручения по применению в Российской Федерации современных методик статистического учета инновационной деятельности, в том числе с учетом европейского опыта, а также с учетом изменений в российской законодательстве.

1.5. Рассмотреть возможность расширения практики использования механизма частно-государственного партнерства при создании технико-внедренческих особых экономических зон и технопарков, в том числе в части привлечения частных инвестиций для финансирования объектов взамен бюджетного финансирования.

1.6. Рассмотреть возможность изменения критерия облегченного получения разрешения на работу в инновационных компаниях иностранных специалистов – вместо уровня заработной платы в качестве критерия принимать уровень квалификации специалиста.

1.7.  Разработать и принять изменения в федеральное законодательство, предусматривающее право на авторское вознаграждение в размере доли от результатов внедрения.

1.8.  Инициировать создание на федеральном уровне общественного совета по инновационному развитию.

 

2.  МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ:

2.1.  Устанавливать для высших учебных заведений контрольные цифры по подготовке специалистов, магистров и аспирантов в интересах инновационных компаний (резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, технопарков, ИЦ Сколково, организаций научно-производственных комплексов наукоградов, проектных компаний РВК, ОАО «РОСНАНО», фонда Бортника).

2.2.  Разработать механизмы поддержки федеральных ВУЗов со стороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

2.3.  Подготовить и в установленном порядке внести в федеральный закон № 217-ФЗ следующие изменения:

- предусмотреть возможность вложений  в уставные капиталы инновационных компаний со стороны бюджетных организаций исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;

- приравнять учреждаемые бюджетными организациями инновационные компании к субъектам малого предпринимательства независимо от доли бюджетной организации;

- приравнять права инновационных компаний, учреждаемых с участием Объединенного института ядерных исследований, к правам таких же компаний, учрежденных с участием бюджетных организаций.

2.4.  Разработать необходимые документы, устанавливающие порядок предоставления в аренду на льготных условиях находящихся в государственной собственности помещений организаций науки и высшего образования созданным ими малым инновационным компаниям.

 

3.  МИНИСТЕРСТВУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ:

3.1. Предпринять необходимые действия по расширению взаимодействия технико-внедренческих особых экономических зон с другими государственными институтами развития.

3.2.  Повторно проанализировать возможные сценарии развития инновационного сегмента в экономике, предусмотрев в стратегии не только сценарий догоняющего развития, но и сценарии как заимствования самых последних достижений и их последующего опережающего развития, так и выявления и поддержки собственных прорывных технологий.

3.3.  Предусмотреть развитие в технико-внедренческих особых экономических зонах механизмов поддержки инновационной деятельности, кадровой поддержки резидентов, программы    жилищного строительства для   приглашенных  из других регионов специалистов.

3.4.  Рекомендовать государственным институтам развития, ориентированным на поддержку инновационной деятельности, открыть представительства в технико-внедренческих особых экономических  зонах и технопарках.

 

4.  ОРГАНИЗАТОРАМ КОНФЕРЕНЦИИ:

4.1.  III Всероссийскую научно-практическую конференцию «Принципы и механизмы национальной инновационной системы»  провести в ОЭЗ «Дубна» 04-05 октября 2012 года (включая мероприятия VII конференции «Особая экономическая зона «Дубна»).

4.2.  Во второй день конференции планировать проведение мероприятий в течение всего рабочего дня, в том числе доклады по наиболее интересным научно-техническим направлениям заслушивать  на пленарном заседании.

 

 

5. НАБЛЮДАТЕЛЬНОМУ СОВЕТУ ОЭЗ «ДУБНА»:

5.1. Совместно с администрацией г.Дубны, Министерством образования Правительства Московской области, ОАО «Особые экономические зоны», Университетом «Дубна», компаниями-резидентами ОЭЗ «Дубна» и организациями научно-производственного комплекса г.Дубны подготовить и принять комплекс мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в интересах компаний-резидентов ОЭЗ «Дубна» и организаций научно-производственного комплекса г.Дубны.